Вводная лекция

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Семейное право»


На пороге XXI века масштабы и темпы происходящих изменений таковы, что общество всё более зиждется на знаниях. Поэтому высшее образование в настоящее время выступает в качестве важнейшего компонента культурного и социально-экономического развития человека. Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

Формирование высококвалифицированного юриста, способного к активному самостоятельному творческому поиску и анализу юридической информации для принятия профессиональных решений, невозможно без усвоения всех отраслей права, в частности, семейного права. Последнее входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. Дисциплина «Cемейное право» включена в Федеральный компонент ГОС ВО по профессиональной подготовке специалистов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

«Семейное право» как самостоятельный учебный курс изучает частноправовые отношения, возникающие между людьми из брака, родства, усыновления и принятия детей в семью на воспитание.

Интерес к проблемам семейного права за последние годы не ослабевает, а скорее, наоборот, с каждым годом приобретает все новое и новое звучание. Это обусловлено как совершенствованием системы российского семейного законодательства, так и повышенным вниманием государства к вопросам семьи, материнства и детства, что предопределено необходимостью решения демографических и иных социальных проблем страны.

Изучение семейного права как науки основывается на современном, дореволюционном российском, советском семейном законодательстве, семейном законодательстве зарубежных стран, а также на международных договорах, практике судов общей юрисдикции, дореволюционной и современной российской литературе по семейному праву.

Базисом для изучения современных проблем семейного права Российской Федерации служит Семейный кодекс Российской Федерации (Семейный кодекс и СК РФ – в тексте, СК – в скобках), вступивший в силу 1 марта 1996 г.

Семейное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция РФ) находится в совместном ведении России и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 72 Основного Закона, по семейному законодательству должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет имеют федеральные законы.

Понятие и предмет семейного права.
Семейное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, основанные на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью.

Однако далеко не все отношения, возникающие в семье, могут быть урегулированы нормами права. Это связано с их лично-доверительным характером. Так, например, нельзя в законодательстве предусмотреть, кто в семье будет мыть посуду, ходить в магазины за покупками и т.д.

Многие имущественные и личные неимущественные отношения регулируются не семейным, а гражданским правом, в частности, наследственные правоотношения между членами семьи, совершение сделок от имени малолетних и др.

В предмет семейного права входят те виды правоотношений, которые предусмотрены семейным законодательством.

В соответствии со ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее Семейный кодекс) к ним относятся:
1) порядок и условия вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,
2) личные неимущественные и имущественные отношения между супругами,
3) родительские правоотношения,
4) личные неимущественные и имущественные отношения между другими членами семьи,
5) формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения по регистрации актов гражданского состояния, в частности, регистрация рождения, смерти, брака, расторжения брака и др. носят административный характер и регулируются не Семейным кодексом, а Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”. Их изучение также входит в курс семейного права.

Некоторые отношения, составляющие предмет семейного права, регулируются также гражданским законодательством, что предусматривается ст. 4 Семейного кодекса. Например, договорный режим имущества супругов регулируется главой 8 Семейного кодекса, а также п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ и другими нормами гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках.

Метод семейного права. Поскольку отношения в семье носят в основном личный характер, то государство должно воздействовать на них весьма осторожно, не допуская чрезмерного урегулирования. Хотя в истории человечества были такие периоды, когда государство применяло и методы принуждения в области супружеских отношений. Например, в римской истории в конце республиканского периода император Август, борясь с распущенностью и деморализацией, предпринял попытку установить в законодательстве всеобщую повинность лиц, достигших определенного возраста, состоять в браки и иметь детей. Но эта норма просуществовала недолго.

В настоящее время метод семейного права также как и гражданского можно охарактеризовать как диспозитивный (метод равенства участников правоотношений). Многие вопросы, которые ранее регулировались с помощью исключительно императивных, в настоящее время регулируется диспозитивными нормами (например, режим имущества супругов, алиментные обязательства).

Таким образом, если раньше метод семейного права характеризовался как императивно-диспозитивный, то сейчас это диспозитивный метод. Тем не менее, в семейном праве достаточно много императивных норм, обеспечивающих прежде всего права несовершеннолетних, нетрудоспособных и других слабо защищенных членов семьи.

Исходя из анализа предмета и метода семейного права, в науке издавна существуют две точки зрения на его место в системе права Российской Федерации. Первая точка зрения состоит в том, что семейное право представляет собой лишь подотрасль гражданского права, обладающую значительной внутриотраслевой спецификой. Вторая выделяет семейное право в самостоятельную частноправовую отрасль, которой присуще свой предмет, метод, источники (в том числе кодифицированные) и принципы правового регулирования. Можно привести достаточно много доводов как первой, так и второй точек зрения. Однако позиция законодателя состоит в том, что семейное право является самостоятельной отраслью в силу специфики предмета правового регулирования, о чем свидетельствует принятый Семейный кодекс Российской Федерации и его положения.

1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
1. углубленное изучение положений о браке, правах и обязанностях супругов, родителей и детей, алиментных обязательствах членов семьи;
2. усвоение студентами теоретических положений науки семейного права и норм семейного законодательства, а также отдельных институтов соответствующего зарубежного законодательства;
3. выработка у студентов умений и навыков применения в практической деятельности получаемых знаний и норм семейного права и решения конкретных задач в сфере брачно-семейных отношений.

Задачи дисциплины:
1. привитие навыков систематической и кропотливой работы с правовыми источниками, умению анализировать их и делать правильные выводы.
2. ознакомить с основными положениями теории и практики семейных правоотношений, правами и обязанностями супругов, правами и обязанностями родителей и детей и др.
3. ознакомить с применением положений семейного законодательства к различным правоотношением, в том числе к семейным правоотношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Значение дисциплины для будущей работы и изучения последующих дисциплин.
Проблемы семьи являются актуальными в наше время, регулирования брачно-семейных отношений, во все времена были в центре внимания государства. В настоящее время интерес в этой важнейшей социообразующей структуре общества еще больше возрос. Современная трансформация семейных отношений вызвала к жизни ее новые формы: союзы между лицами одного пола; фактические брачные отношения, не признанные правом; многобрачие, не нашедшее законодательного урегулирования. Все это требует осмысления процессов эволюции понятий и практического воплощения условий и порядка заключения брака в современном обществе.

Знание законодательства о семейных правоотношениях может оказаться необходимым не только юристам, но и рядовым гражданам:
- в настоящий момент институт брака в России переживает кризис. Перемены, происходящие в государстве, экономическая нестабильность, социальная незащищенность непосредственным образом влияют и на область брачно – семейных отношений. Возрастает число расторгнутых браков, все больше молодых пар, живущих в фактическом (гражданском браке), растет число ранних браков, многие молодые пары не хотят иметь детей;
-актуальность проблемы регулирования имущественных отношений между супругами, несомненно, возрастает. Однако исследования имущественных отношений в российской семье содержат лишь некоторые проблемы, подняты лишь в отдельных публикациях и требуют дальнейшего тщательного изучения и осмысления;
- многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
-за последние годы значительно возросло число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, а также число разыскиваемых родителей, детям которых в период розыска выплачиваются пособия из государственного алиментного фонда, постоянно увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, а это та категория граждан, с которых алименты получить практически невозможно.

2. Требования к уровню освоения дисциплины:
2.1. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

1. действующие положения Конституции РФ, норм семейного права о порядке и условиях заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, алиментных обязательствах членов семьи;
2. правовые институты, регулирующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опекунство и попечительство, приемная семья.

2.2. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
1. ориентироваться в отраслевой системе права; анализировать содержание правовых норм и вытекающих из них субъективных прав и обязанностей; защищать свои гражданские права всеми законными средствами и способами; добросовестно и пунктуально выполнять свои гражданские обязанности.
2. применять нормы семейного права в процессе исполнения функциональных обязанностей, строго соблюдать действующее законодательство, права и законные интересы субъектов отраслевого права, граждан и государства.

2.3. Связь с предшествующими дисциплинами:
- теория государства и права;
- гражданское право;
- конституционное право;
- римское право.

3. Организация изучения дисциплины.
3.1. Объем учебной дисциплины и специфика изучения
.
В соответствии с учебными планами на изучение семейного права отводится 132 часа. Из них на лекции – 9 часов, практические занятия – 4 часов, самостоятельную работу – 119 часов.

В МГИУ, студентам групп выходного дня, обучающимся на заочном факультете читается установочный лекционный курс, даются групповые и индивидуальные консультации, проводится промежуточное и итоговое тестирование.

На лекциях преподавателями рассматриваются наиболее актуальные вопросы по темам, даются рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, которая является основным видом работы обучаемых по овладению дисциплиной.

Студентам, обучающимся в МГИУ через электронную систему дистанционного обучения (ЭСДО) с помощью современных дистанционных образовательных технологий, - лекционный и учебный материал предоставляется в электронном виде.

По каждой изучаемой теме имеется достаточно обширный круг основной и дополнительной литературы, поэтому любой студент может получить более углубленные знания по интересующему вопросу.

Поскольку дистанционная форма обучения не предполагает фактического проведения аудиторных занятий, обучаемые должны самостоятельно изучить темы 1-10 (см. раздел 4 «Тематическое содержание дисциплины»). Из них по темам 2–9 обучаемым предложен электронный лекционный курс. Темы № 1 и 10 студенты должны изучить самостоятельно, используя источники, указанные в списке рекомендованной литературы (раздел 6).

В ходе изучения материала семейного права планируется текущий контроль знаний студентов. Он осуществляется в ходе практических занятий и промежуточных тестирований.

Практические занятия.
Эти занятия проводятся по темам 1-4, 5-8. Они сводятся к тому, что обучаемые должны ответить на вопросы контрольных заданий по указанным темам. Эти занятия в известной мере помогут обучаемым успешно пройти промежуточные тестирования и правильно ответить на вопросы итогового теста. Следует иметь ввиду, что практическое занятие считается завершенным, если обучаемый правильно ответит на вопросы контрольного задания. Это позволит перейти к следующему практическому занятию либо промежуточному тестированию.

Промежуточное тестирование.
Промежуточное тестирование осуществляется по мере изучения лекций. Каждое промежуточное тестирование считается пройденным, если обучаемый правильно ответил не менее, чем на 60% вопросов.

Студенты имеют право на неограниченное количество попыток при выполнении каждого из промежуточных тестов в рамках трех часов. Повторно пройти один и тот же тест можно через 30 минут.

3.2. Порядок изучения учебной дисциплины
Для изучения учебной дисциплины предполагается:
1) ознакомиться с настоящей вводной лекцией;
2) изучить лекционный материал;
3) ответить на вопросы контрольных заданий практических занятий;
4) ответить на вопросы трех промежуточных тестов и итогового теста.
5) самостоятельно изучить темы 1 и 10, используя рекомендованную литературу;

Студентам предлагается последовательно изучить каждую лекцию, разделенную на соответствующие блоки, каждый их которых заканчивается контрольным заданием.

Завершающим этапом изучения дисциплины является итоговое тестирование, заменяющее зачет. По результатам тестирования обучаемым выставляется соответствующая оценка «зачет/незачет».

При изучении материала рекомендуется не ограничиваться предложенным лекционным материалом и учебно-методическим пособием. Следует обращаться также к материалам учебников и хрестоматийному материалу, указанным в списке рекомендованной литературы.

Решение тестовых заданий сводится к тому, что студент в каждом из трех (двух) вариантов ответа должен выбрать один правильный.

В специально отведенное по расписанию время студенты могут воспользоваться возможностью он-лайн консультаций и задать в форуме для консультаций преподавателю свои вопросы. Студент также может в любое удобное время оставить свой вопрос в указанном форуме. Преподаватель дисциплины посещает форум ежедневно, поэтому ответа долго ждать не придется.

4. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Понятие и предмет семейного права
Общая характеристика семейного права как учебной дисциплины. Понятие, предмет и метод семейного права. Место семейного права в системе отраслей российского права. Семейное право как отрасль права. Принципы и источники семейного права.

Тема 2. Семейные правоотношения
Понятие, структура и виды семейных правоотношений. Виды юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение семейных прав и обязанностей. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Родство, супружество и свойство (их юридическое значение). Понятие и виды сроков в семейном праве. Исковая давность в семейном праве. Осуществление и защита семейных прав, меры ответственности в семейном праве.

Тема 3. Заключение и прекращение брака
Понятие брака по семейному праву. Форма и порядок заключения брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Понятие и основание прекращения брака. Основания и порядок расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Основания и порядок расторжение брака в судебном порядке. Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия прекращения брака. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного отсутствующим. Основания и порядок признания брака недействительным. Лица, имеющие право требовать признание брака недействительным. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака. Правовые последствия признания брака недействительным. Отличия расторжения брака от признания брака недействительным.

Тема 4. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов
Понятие, значение и виды личных прав и обязанностей супругов. Принципы взаимоотношений между супругами. Равенство супругов в семье: совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания и образования детей. Свобода выбора супругами рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Форма реализации супругами права выбора фамилии. Порядок перемены фамилии супругами. Право супругов при расторжении брака на общей фамилии или восстановлении добрачной фамилии. Понятие законного режима имущества супругов. Совместная собственность супругов. Владение, пользование, распоряжение общим имуществом супругов. Собственность каждого из супругов. Раздел общего имущества супругов. Содержание брачного договора и порядок его заключения. Изменение, расторжение брачного договора, признание его недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора.

Тема 5. Установление происхождения детей и права несовершеннолетних детей
Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Установление происхождения ребенка в случае его рождения от лиц, состоящих в браке между собой. Установление отцовства в случае рождения ребенка от лиц, не состоящих в браке между собой. Оспаривание отцовства (материнства). Порядок оспаривания отцовства (материнства). Основания и порядок записи родителей в книге записи рождений. Особенности записи родителей в книге записи рождения в случае рождения ребёнка в результате применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. Понятие ребёнка. Личные права ребенка: жить и воспитываться в семье; на общение с родителями и другими родственниками; на выражение своего мнения; на имя, отчество и фамилию. Содержание и формы реализации права ребёнка на защиту. Имущественные права ребенка.

Тема 6. Права и обязанности родителей
Основания возникновения родительских прав и обязанностей. Равенство прав и обязанностей родителей. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Защита родительских прав. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Участие органов опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей. Особенности рассмотрения судом споров, связанных с воспитанием детей.

Тема 7. Алиментные обязательства
Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Размер алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей в судебном порядке. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детях. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителях. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Обязанности супругов по взаимному содержанию. Формы материальной поддержки. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака. Размер алиментов, взыскиваемых с супругов (бывших супругов) в судебном порядке. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроками. Алиментные обязательства других членов семьи: братьев и сестёр; дедушки и бабушки; внуков; воспитанников; пасынков и падчериц. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке.

Тема 8. Соглашение об уплате алиментов
Участники соглашения. Содержание и форма соглашения об уплате алиментов. Размер, способы и порядок уплаты алиментов по соглашению. Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Взыскание алиментов по решению суда. Взыскание алиментов до разрешения спора судом. Обязанность администрации организации удерживать алименты. Обращение взыскания на денежные средства и имущество лица, обязанного уплачивать алименты. Образование задолженности по алиментам и порядок ее ликвидации. Взыскание с лица, обязанного уплачивать алименты, денежной суммы, выплаченной на, содержание ребенка, в период розыска плательщика. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов. Индексация алиментов. Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство. Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов. Прекращение алиментных обязательств.

Тема 9. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей. Понятие усыновления (удочерение). Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Условия, при наличии которых возможно усыновление детей. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Лица, которые имеют право быть усыновителями. Права и обязанности кандидата IB усыновители. Усыновление гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами РФ. Лица, которые не могут быть усыновителями. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей. Порядок усыновления ребенка. Обязательные условия усыновления. Согласие родителей на усыновление ребенка. Усыновление ребенка без согласия родителей. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка. Тайна усыновления ребенка. Правовые последствия усыновления ребенка. Отмена усыновления ребенка и последствия отмены усыновления ребенка. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия. Опека и попечительство над детьми. Понятие опеки и попечительства. Установление опеки и попечительства. Лица, которые не могут быть опекунами (попечителями). Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права и обязанности опекуна (попечителя). Прекращение опеки и попечительства. Приемная семья. Понятие приемной семьи. Приемные родители. Лица, которые не могут быть приемными родителями. Ребенок (дети), передаваемый в приемную семью. Порядок организации приемной семьи. Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, права и обязанности участников договора. Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью. Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью. Досрочное расторжение договора.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. Особенности регулирования правовых отношений по семейным делам между гражданами государств - участников СНГ. Браки между российскими гражданами и гражданами иностранных государств, а также лицами без гражданства. Форма и порядок заключения и расторжения брака на территории РФ и за пределами РФ.

Последнее изменение: Вторник, 10 Январь 2017, 15:19