Вводная лекция

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «История»

Уважаемые студенты! Изучение истории является неотъемлемой чертой формирования общей культуры целостной личности в современных условиях и имеет большое теоретическое и практическое значение. История в последние годы стала предметом пристального внимания всего общества. Ее политическое знание определяется самой спецификой сегодняшнего дня, тем более что все большая часть студентов перестает быть молчаливыми наблюдателями происходящего, а активно принимает участие в политической жизни страны, т.е. делает историю.

Целью курса является формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

В процессе изучения данного курса решаются следующие задачи:
  • понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
  • знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
  • воспитание нравственности, морали, толерантности;
  • понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
  • понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
  • способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; навыки исторической аналитики и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России
  • навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма
  • умение логически мыслить, вести научные дискуссии
  • творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

В результате изучения дисциплины вы должны знать:
основные направления, проблемы, теории и методы истории движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

В результате изучения дисциплины вы должны уметь:
логически мыслить, вести научные дискуссии работать с разноплановыми источниками осуществлять эффективный поиск информации и критики источников получать, обрабатывать и сохранять источники информации преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения Владеть: представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма навыками анализа исторических источников приемами ведения дискуссии и полемики Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие "компетентность" рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом "История". Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции - выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом. В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций: Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: "Где?", "Почему именно здесь?", "Почему здесь именно так, а не иначе?" и др. Владение "русским историческим языком", специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение "читать" исторические источники) Умение "привязать" событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём) Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации
Связь с предшествующими дисциплинами
К моменту изучения дисциплины Вы должны знать историю в объеме средней школы. Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания истории, полученные ими в средней школе.
Вы должны понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
Курс истории для ИДО ЭСДО рассчитан на 1 семестр. Содержание курса включает изучение основных событий мировой истории по 17 темам.

Тематическое содержание дисциплины:
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник. История в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Исследователь и исторический источник. Историография и источники по отечественной истории. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Древнейшие народы и государства на территории России. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства, его отличие от западноевропейского вассалитета. Эволюция древнерусской государственности в XI - XII вв. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
Тема 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства, в социально-политических изменениях в русских землях. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Специфика становления единого Русского государства, самодержавных черт его власти.
Тема 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. XVI-XVII века в мировой истории. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. "Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Борьба за различные пути развития страны. Особенности сословно-представительной монархии в России. Юридическое оформление крепостного права и сословных функций.
Тема 5. Россия и мир в XVIII в.: попытки модернизации. XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в "царство разума". Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Изменения в международном положении России. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны. Эволюция социальной структуры общества. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм". Начало гражданского раскрепощения в России. Доктрина естественного права и рост социальной поляризации и обособленности.
Тема 6. Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Ускорение процесса индустриализации в XIXв. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Война за независимость североамериканских колоний и европейские революции XVIII - XIX вв.: их влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Внутренняя политика и попытки реформирования России в первой половине XIX века. Реформы 1860-1870-х гг. и контрреформы в 1880-1890-х гг., их причины, итоги и последствия.
Тема 7. Россия и мир в XIXв. Общественная мысль и общественно-политические движения в России XIX века. Альтернативы российским "реформам сверху" Внешняя политика государств Европы в XIX - начале ХХ вв.
Тема 8. Россия и мир в начале ХХ века. Мировая и российская экономика в конце XIX - начале ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Первая российская революция и реформы в России начала ХХ в. в контексте общемирового развития. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.
Тема 9. Россия и мир в годы Первой мировой войны. Первая мировая война (предпосылки, ход, итоги) и ее влияние на приближение общенационального кризиса в стране Февральская революция, альтернативы развития России от Февраля к Октябрю и причины победы большевистской стратегии. Октябрь 1917г. Социально-экономическая и политическая программа большевиков. Структура власти. Истоки и предпосылки формирования нового строя Советской России.
Тема 10. Россия и мир в период между мировыми войнами в 1918-м - 1920-е гг. Гражданская война и интервенция: столкновение противоборствующих сил, причины, формы, основные этапы, масштаб, последствия. Переход от военного коммунизма к нэпу. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
Тема 11. Россия и мир в период между мировыми войнами. Мировой экономический кризис 1929г. и "великая депрессия". Альтернативные пути выхода из кризиса и идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы. Курс на строительство социализма в одной стране. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.
Тема 12. Россия и мир в годы Второй мировой войны. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе - 1939-1941гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы.
Тема 13. Россия и мир в период холодной войны в 1946-1964гг. Превращение США в сверхдержаву, осложнение международной обстановки, начало холодной войны, создание НАТО, план Маршала и окончательное разделение Европы. Создание социалистического лагеря, СЭВ и ОВД. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Крах колониальной системы и усиление конфронтации двух мировых систем. Научно-техническая, информационная, технологическая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Реформаторские поиски в советском руководстве в первое послесталинское десятилетие.
Тема 14. . Россия и мир в период холодной войны в середине 1960-1980-х годов. Смена власти и политического курса в СССР в 1964г. Власть и общество в 1964-1984гг. Консервативные, бюрократические, командно-административные и демократические тенденции. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965г. Противоречивость развития СССР в середине 60-х - 80-х гг. Международное положение и внешняя политика СССР в середине 60-х - 80-х гг.
Тема 15. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР. Изменение геополитического положения и внешняя политика СССР в 1985-1991гг. ГКЧП, крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Конец холодной войны и ее последствия.
Тема 16. Россия и мир в конце ХХ века. Система мировой экономики, международные связи в 90-е годы XX века и место России в них. Изменения экономического и политического строя в России в 1990-е годы. Конституционный кризис в России 1993г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993г. Либеральная концепция российских реформ, их социальная цена и первые результаты Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999гг.
Тема 17. Россия и мир в XXI веке. Проблемы человечества в начале XXI века и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений в России начала XXI века. Социально-экономическое положение Российской Федерации в начале XXI века. Внешняя политика России в начале XXI века.
Особенностью изучения Истории на ИДО ЭСДО является упор на самостоятельную работу студентов. Для подготовки и успешной сдачи тестовых заданий вам рекомендуется изучить учебное пособие для дистанционного обучения Н.Н. Бадаева, Л.А. Гегель, Ю.А. Абрамова «Отечественная история». Это пособие размещено в электронном виде и для более удобного прочтения, вне Интернета, его можно скачать одним архивным файлом. С подробным списком обязательной и дополнительной литературы вы можете ознакомиться в УМК. Там же представлены ссылки на основные интернет ресурсы по мировой истории. Обширный список обязательной и дополнительной литературы поможет вам полнее разобраться в событиях исторического прошлого нашей страны и мира в целом, оценить различные подходы к ним и точки зрения, точнее и полнее представить их значение в прошлом и влияние на настоящее.
Кроме того в электронном виде представлены конспекты лекций и семинаров. Каждая тема разбита на несколько блоков, что облегчает подготовку и дает возможность остановиться более подробно на том или ином историческом моменте. Там же, после изучения темы вы отвечаете на вопросы для самоконтроля и выполняете контрольные задания, которые являются допуском к промежуточным тестам. Промежуточные тесты составлены на основе нескольких тем. В них содержится по 30 вопросов, на обдумывание которых дается 3 часа. После успешного прохождения промежуточных тестов вы допускаетесь к выполнению итогового теста. Оценка за итоговый тест является аттестационной. (См. критерии выставления оценок). Обратите внимание, что в конце курса некоторые специальности сдают экзамен, а некоторые зачет.

Желаем удачи!
Последнее изменение: Среда, 21 Декабрь 2016, 17:03